Приветствую Вас, Гость

Положение о библиотеке МБОУ «Зеленодольская СОШ»

I. Общие положения

  1.1. Настоящее положение о библиотеке  МБОУ «Зеленодольская СОШ» составлено на основе примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения, рекомендованного письмом департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 01.03.2004.
  1.2. Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на пользование библиотечно-информационными ресурсами.
  1.3. Деятельность библиотеки отражается в уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими (насколько позволяют средства учреждения) и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
  1.4. Цели библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
  1.5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями районного управления образования, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке МБОУ «Зеленодольская СОШ»».
  1.6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
  1.7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке МБОУ «Зеленодольская СОШ» и Правилами пользования библиотекой, утверждёнными директором школы.
  1.8. Школа несёт ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
  1.9. Организация обслуживания участников образовательного процесса должна производиться в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

II. Основные задачи

  2.1. Основными задачами библиотеки являются:
  а) обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее – пользователям) – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажных (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитофонных (фонд аудио- и видеокассет); цифровых (CD-диски); коммуникативных (компьютерные сети) и иных носителях, при наличии таковых;
  б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, в развитии его творческого потенциала;
  в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
  г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

III. Основные функции

  3.1. Для реализации основных задач библиотека:
  а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети ИНТЕРНЕТ, базами и банками данных других учреждений и организаций (если для этого есть возможность и средства);
• аккумулирует фонд документов, создаваемых в школе (публикаций, работ педагогов школы, лучших научных работ и рефератов обучающихся и др.);
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
  б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю школы (на подобную работу полагается два часа в день по расписанию библиотеки без посещения читателей либо на это используются рабочие дни во время школьных каникул);
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
  в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей (при наличии возможностей и средств);
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения;
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности (1-2 в год, насколько позволяет нагрузка), содействует развитию критического мышления;
• содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся;
  г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы (насколько позволяет бюджет школы) в области педагогических инноваций и новых технологий;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы школы, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам (на подобную работу полагается два часа в день без посещения читателей по расписанию биб-лиотеки либо на это отводятся рабочие дни во время школьных каникул);
• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях при наличии таковых;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом;
• способствует формированию информационной культуры; является базой для проведения практических занятий по работе с информационными ресурсами, насколько позволяют возможности;
  д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

IV. Организация деятельности библиотеки

  4.1. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несёт директор школы в соответствии с уставом учреждения.
  4.2. Наличие укомплектованной библиотеки в школе обязательно. Частичная централизация библиотечно-библиографических процессов в межшкольных библиотечных объединениях проводится по приказу органов управления образованием.
  4.3. Структура библиотеки включает  абонемент и отдел  учебников.
  4.4. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.
  4.5. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
• необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запылённости помещения, коррозионно-активных примесей или элек-тропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
• современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
• ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
  4.6. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечёт за собой снижения нормативов или абсолютных размеров финансирования из бюджета школы. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
  4.7. Школа создаёт условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
  4.8. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы (если расписание работы библиотеки не позволяет отвести этого количества времени, то недостающие часы переносятся на время каникул);
• одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание читателей не производится;
• не менее одного раза в месяц – методического дня.
  4.9. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека школы взаимодействует с другими библиотеками .
 
V. Управление. Штаты.

  5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и уставом школы.
  5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор школы. 
  5.3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несёт ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимися, их родителями (иными законными пред-ставителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы.
  5.4. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета школы.
  5.5. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет руководителю школы на утверждение следующие документы:
  а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
  г) планово-отчётную документацию;
  д) технологическую документацию.
  5.6. Порядок комплектования штата библиотеки школы регламентируется её уставом.
  5.7. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
  5.8. Трудовые отношения работников библиотеки и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству РФ о труде. 

VI. Права и обязанности библиотеки

  6.1. Работники библиотек имеют право:
  а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о библиотеке;
  б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
  в) определять источники комплектования информационных ресурсов;
  г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учёту библиотечного фонда;
  д) определять виды и размеры компенсации ущерба, нанесённого библиотечному фонду пользователями библиотеки, согласно статье 13, пункт 4. Федеральному закону РФ «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ.
  е) вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).
  ж) участвовать в управлении школой в порядке, определяемом уставом.
  з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством школы или иными локальными актами;
  и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
  к) участвовать в соответствии с законодательством РФ в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
  6.2. Работники библиотеки обязаны:
  а) обеспечивать пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
  б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
  в) обеспечивать научную организацию фондов и каталогов;
  г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей, насколько позволяет бюджет школы;
  д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
  е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
  ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы;
  з) отчитываться в установленном порядке перед руководителем школы;
  е) повышать квалификацию.

VII. Права и обязанности пользователя библиотекой

  7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
  а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; 
  б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
  в) получать консультативную помощь в поиске и выборе источников информации;
  г) получать во временное пользование на абонементе печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;
  д) продлевать срок пользования документами, если это не документы, пользующиеся в данное время повышенным спросом;
  е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
  ж) получать консультативную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
  з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
  и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
  7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
  а) соблюдать правила пользования библиотекой;
  б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчёркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
  в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
  г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
  д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несёт последний пользователь;
  е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ;
  ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
  з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
  и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.
  7.3. Порядок пользования библиотекой:
  а) запись в библиотеку учащихся школы производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся – по паспорту;
  б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
  в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
  г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
  7.4. Порядок пользования абонементом:
  а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
  б) максимальные сроки пользования документами:
  - учебники, учебные пособия – учебный год;
  - научно-популярная, познавательная, художественная литература – 14 дней;
  - периодические издания, издания повышенного спроса – 1-5 дней или не выдаются на дом, по усмотрению библиотекаря;
  в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
   

 Правила пользования школьной библиотекой

1. Общие положения

 1.1. Библиотека является частью общеобразовательного учреждения и обеспечивает учебно-воспитательный процесс необходимыми документами.

 1.2. Документ - носитель информации в традиционном, электронном или ином виде.

2. Права читателей

 2.1. Право пользования библиотекой имеют учащиеся, педагогические работники и другие сотрудники  школы, родители учащихся школы.

 Читатели имеют право:

 2.2. Получать полную информацию о составе   фонда библиотеки, порядке доступа к документам и консультативную помощь  в поиске и выборе источников информации.

 2.3. Получать на 14  дней любой документ из фонда библиотеки.

 2.4. Бесплатно пользоваться услугами,  предоставляемыми библиотекой

 2.5. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.

 2.6. Избирать и быть избранным в совет библиотеки  и принимать участие в его работе.

 2.7. Обжаловать в установленном законодательством порядке незаконные действия сотрудников библиотеки, ущемляющие читателя в их правах.

3. Порядок пользования библиотекой

 3.1. Учащиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном

порядке в соответствии  со списками классов. Персонал образовательного

учреждения, родители учащихся записываются при наличии паспорта.

 3.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи

 3.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами

пользования  библиотекой и подтвердить обязательство их выполнения

своей  подписью в формуляре читателя.

3.4. На дом документы выдаются читателям сроком на14 дней. Количество

экземпляров, выданных единовременно ( не считая учебников), не должно

превышать пяти.

 3.5. Периодические издания выдаются на 7 дней.

 3.6. Срок пользования может быть продлен, если на данный документ

нет спроса со стороны других читателей.

  3.7. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой ( с обязательной перерегистрацией в начале , конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.

 3.8. Очередная выдача документов из фонда библиотеки читателю  производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми истек.

 3.9. Редкие и ценные книги,  альбомы, единственные экземпляры справочных изданий, а также электронные  носители информации на дом не выдаются.

4. Ответственность и обязанности читателей

 4.1. При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения для заполнения  принятых библиотекой регистрационных документов.

4.2. При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящие за ним документы из фонда библиотеки.

4.3. Читатель обязан:

     - возвращать взятые им документы из фонда в установленный библиотекой срок ;

     -не выносить из помещения библиотеки документы без записи в принятых библиотекой формах учета;

     -бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы); 

     -соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать порядок расстановки книг на полках открытого доступа в фонде.

4.4. При получении документов из фонда читатель обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить при этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки.

4.5. Утраченный документ из фонда библиотеки или нанесенный ему  невосполнимый ущерб, читатель обязан заменить его соответственно таким же, или признанный библиотекой равнозначным.

 4.6. За утерю документа из фонда библиотеки или нанесение ему невосполнимого ущерба несовершеннолетним читателем   ответственность несут его родители или опекуны, попечители, под надзором которых он находится.

 4.7. Читатели, нарушившие Правила пользования библиотекой , могут быть лишены права пользования на срок, установленной библиотекой. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, читатели несут дминистра - тивную , гражданско-правовую или уголовную ответственность.

5. Обязанности библиотеки по обслуживанию читаталей

 5.1. Обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте.

5.2. Создавать благоприятные условия для работы читателей в библиотеке.

5.3. Не использовать сведения о читателях, их интересов в иных целях,  кроме научных и библиотечно- производственных.

5.4. Давать полную информацию читателям о  наличии документов в фонде.

5.5. Оказать помощь читателям  в выборе необходимой литературы.

5.6.  Предоставлять читателям возможность пользования каталогами, картотеками, библиографическими и информационными материалами.

5.7. Систематически информировать читателей о вновь поступивших документах.

5.8.  Систематически следить за своевременным возвратом в библиотеку документов из фонда и за  выполнением читателями Правил пользования библиотекой.